Медиация на современном этапе

0 10

Сегодня медиацию принято считать самым действенным и востребованным способом в поиске выхода из любой конфликтной ситуации. Статистика развитых стран показывает, что более 85 процентов всех процедур примирения этим методом успешны, от 7 до 12 процентов участников приходят к полному или частичному соглашению. Цифры говорят сами за себя.

В казахстанском обществе с каждым годом медиация становится все более популярной. И это не случайно, ведь она предусматривает разрешение проблемы с привлечением посредника, который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать ситуацию таким образом, чтобы они сами смогли выбрать тот вариант решения, который удовлетворил бы интересы и потребности всех участников. В отличие от формального судебного и арбитражного процессов во время медиации стороны достигают согласия сами.

Медиация – это прежде всего работа с людьми, поэтому человеку, который занимается ею, в первую очередь, необходимы развитые коммуникативные навыки.

Безусловно, важно быть честным и справедливым, порядочным, вести себя естественно, уметь создавать деловую атмосферу и обладать хорошим чувством юмора! Да, именно юмора. Ведь юмор нередко помогает сгладить острые углы.

Процесс медиации напоминает переговоры, поэтому медиатору важно быть еще и эрудированным, уметь логически и аналитически мыслить, быть гибким, научиться отстаивать и аргументировать собственные позиции, активно слушать с высоким уровнем терпения и самообладания, уважать людей и коллег, соблюдать конфиденциальность, а также учитывать потребности и мнения обеих сторон.
Примиритель – независимый посредник, который способствует тому, чтобы люди, находящиеся в конфликте, пришли к согласию, при этом сосредоточившись, в первую очередь, на интересах сторон, а не на правовых аспектах. Его позиция позволяет конфликтующим посмотреть на себя и оппонента с нейтральной точки зрения. Медиатор всегда должен действовать беспристрастно и стремиться к тому, чтобы служить всем сторонам в равной степени.

Например, если взять школьную медиацию – то здесь, то там повздорили учащиеся. Такие конфронтации заканчиваются даже трагедией. Но ведь они не возникают на пустом месте, обычно бывают предпосылки. Служба медиации в сфере среднего образования нацелена на выявление и предупреждение подобных ситуаций, а затем уже на оказание помощи участникам образовательного процесса в их спорах и конфликтах на основе принципов медиативного подхода. Наши силы направлены и на профилактику агрессивных и асоциальных проявлений, издевательств в образовательной среде, а также преступности среди несовершеннолетних.

Школьная служба медиации приобретает все большую актуальность сегодня, поскольку формирует в коллективе отношения, основанные на уважении друг к другу. После ее вмешательства во внутренние дела детей, как правило, их взаимосвязи и поведение заметно улучшаются.

Медиаторы стараются сделать так, чтобы ничего не мешало учебе. Они прилагают все силы для создания благоприятной, гуманной и безопасной среды с целью развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Они также занимаются воспитанием культуры конструктивного поведения в конфликте. Подросткам важно признание, что каждая личность по-своему уникальна. Нужно принять это как факт и научиться уважать права каждого. Им необходимо понять, что все имеют свои потребности и интересы, хотя они у них разные. Но их удовлетворение и защита допустимы только в том случае, если при этом нет вреда окружающим.

Считаю, что детям нужно больше рассказывать об истории народа и культуре взаимоотношений, давать им правовые знания, проводить воспитательные беседы.

И этими вопросами не должны заниматься только образовательные учреждения, важно подключать к решению проблем семью и общественность.

Большую роль в деле воспитания подрастающего поколения, предупреждения преступности и наставления на верный путь могут сыграть общественные организации. В связи с этим сегодня нужно думать и о повышении статуса и престижа молодежных и детских общественных организаций, таких как «Юный медиатор», «Жас ұлан» и других. Кроме того, к этому вопросу можно было бы подключить средства массовой информации, в особенности телеканалы с их программами «Зерде», «Руханият» и «Жеті жарғы», где в первую очередь пропагандируются культ знаний, правовая грамотность и общее развитие личности.

В своей работе особое внимание медиаторы уделяют профилактике безнадзорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних. А если уже случилось что-то плохое, то важно найти подход к каждому юному нарушителю и правильно вести его, корректируя последующие действия и поступки, обращая внимание на проблемы, которые часто берут начало в семье.

Как правило, спорные ситуации и недопонимание возникают между учениками и их родителями, между учителями и их воспитанниками, а также педагоги и  родители не могут прийти к общему мнению. Трудно определить, кто обращается за помощью к медиаторам чаще. В нашей практике все случаи были примерно в равном количестве. К сожалению, в последнее время общее  число случаев стало увеличиваться, потому что растет как количество асоциальных семей, так и детей с девиантным или суицидальным поведением.

Школьная медиация включает огромный перечень различных педагогических технологий, методов и инструментов работы: гештальт, теория поэтапного формирования умственной деятельности и другие. И от того, насколько умело их применяют на практике, зависит результат. Члены совета школьной медиации – завучи, медиаторы, координаторы, психологи и социологи   должны проводить качественную работу по тревожности, определению уровня буллинга, прессинга с использованием специальных тестов и опросов.

Но, к сожалению, мы нередко видим, что в образовательных учреждениях диагностическая и аналитическая работа проводится формально. Порой это случается из-за отсутствия должной компетенции со стороны членов совета или неумения администрации осуществлять контроль процессов и общее руководство. Крайне важно проводить диагностическую работу добросовестно и качественно. Это касается и последующей профилактической, коррекционной, консультационной и педагогической работы. Равнодушное отношение и бесконтрольность ведут к упущениям в воспитательной работе, которые впоследствии оборачиваются нежелательными результатами – громкими скандалами или несчастными случаями.

Разумеется, возникает вопрос: где взять грамотных специалистов, если их нет в школах? На мой взгляд, нужно организовать курсы по подготовке кадров для школьных служб медиации, семинары и тренинги с обязательной аттестацией. Думается, это хороший превентивный механизм, направленный не только на предупреждение противоправных действий и конфликтов, но и на повышение уровня правовой грамотности и культуры поведения населения, а также психологическое оздоровление общества.

Сегодня учреждениям образования необходимо искать способы влияния на детей и методы нестандартного взаимодействия с ними, чтобы свести предпосылки споров и их негативные последствия к минимуму. Важно создать благоприятную и комфортную среду для учащихся.

Обучение школьников основам медиации проводится через учебно-методический центр областного управления образования, Совет кабинета медиаторов КГУ «Қоғамдық келісім» и научно — экспертной группы АНК Жамбылской области, Совет медиаторов общеобразовательных учреждений при областном управлении образования под руководством доктора педагогических наук, профессора Махметгали Сарыбекова и заведующей кафедры педагогики Таразского регионального университета имени Мухаммеда Хайдара Дулати, доктора педагогических наук, профессора Клары Бузаубаковой.

Реализовав пилотный проект «100 медиативных школ», в течение в 2021–2024 годов в школах области были открыты 310 кабинетов школьной медиации, проведены 20 медиафорумов, 150 семинаров, 60 акций по продвижению школьной медиации и 24 конкурса «Лучший школьный медиатор».

Надо сказать, некоторые подростки, наиболее успешно прошедшие медиативное обучение, даже участвуют в школьном воспитательном процессе. Из них формируются «группы равных», которые помогают при разрешении споров среди учащихся, в предупреждении конфликтов и распространении полученных знаний среди сверстников. Они также объединены общей целью профилактики безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди учащихся. Такая работа, безусловно, помогает отвести внимание детей от их пагубного воздействия, а также изменить поведение конфликтующих сторон в спорных ситуациях. Поэтому общая медиация должна получать свое развитие со школьной скамьи.

Медиация, на мой взгляд, это веление времени, новые технологии, построенные на когнитивно-корпоративной основе, которые надо внедрять повсеместно.

Тем более в современном мировом сообществе общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных современных направлений деятельности государства и общества, разработок проектов и технологий, которые могли бы ответить на вызовы времени. И в этом плане следует выделить одну из важных технологий альтернативного урегулирования конфликтов с участием представителей этнических групп – это этномедиация. С точки зрения этномедиации, конфликты, имеющие межэтнический окрас, значительно сложнее по своей структуре, содержанию, количеству участников и требуют особых навыков и подходов. Именно этномедиация позволяет реализовывать принцип равенства в каждой ценностной ориентации.  При проведении процесса этномедиации взаимодействие этнических особенностей работает по принципу «единства культуры и социальности».

Как социальная, трудовая, семейная, бытовая, экономическая, так и   этномедиация включает в себя широкий перечень различных технологий, методов и инструментов. Обладая навыками работы по каждому отдельному методу, этномедиатор способен урегулировать и разрешить спорный вопрос, найти верные пути решение конфликтных ситуаций, привести конфронтующие стороны к компромиссу и сотрудничеству.

Самое главное для нас, медиаторов, – знать, что при применении этномедиации местные исполнительные, правоохранительные органы, гражданский сектор, этнокультурные  объединения  и другие заинтересованные лица могут выявлять и диагностировать межэтнические конфликты, оказывать содействие в их разумном и конструктивном разрешении.

Сегодня этномедиация является инструментом не только урегулирования и разрешения конфликтов, но и  основным механизмом, направленным на социально-культурное оздоровление нашего многонационального общества.Каждый из нас понимает, что наше государство – Республика Казахстан – это полиэтническая и поликонфессиональная  страна. Это актуализирует необходимость постоянного поиска разнообразных подходов и методов работы для поддержания и сохранения согласия и единства народа. Эффективное выстраивание межкультурных коммуникаций является важным звеном на пути успешного и благополучного развития страны.

Гайни Кошекбаева,
медиатор Ассамблеи народа Казахстана Жамбылской области.